Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Федеральное казенное учреждение здравоохранения

Российский научно-исследовательский
противочумный институт

«Микроб»

  • Главная
  • Контакты
  • Карта сайта

Главная / ФКУЗ РосНИПЧИ «Микроб» Роспотребнадзора / Противоэпидемическая деятельность

Версия для печати

Противоэпидемическая деятельность

     С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации разработаны и реализуются научно-обоснованные профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные как на снижение уровня инфекционной заболеваемости, так и на предупреждение завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней из стран ближнего и дальнего зарубежья. 
     Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации базируется на rонституционной и законодательной основе – Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФЗ № 52 от 30.03. 1999 г. – и включает в себя следующие составляющие:
     - санитарная охрана территории;
     - эпидемиологический надзор и контроль природно-очаговых зоонозных и других опасных инфекционных болезней;
     - предупреждение и ликвидация ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе возникающих в условиях стихийных бедствий и антропогенных катастроф;
     - обеспечение биологической безопасности.
     Основные направления деятельности РосНИПЧИ «Микроб» связаны с комплексными профилактическими и противоэпидемическими мероприятиями по особо опасным, зоонозным и природно-очаговым инфекционным болезням, направленными на обеспечение эпидемиологического благополучия населения.

 I. Санитарная охрана территории Российской Федерации

     В Российской Федерации и странах Таможенного союза внедрены и успешно реализуются Международные медико-санитарные правила (2005 г.), являющиеся стандартизирующим инструментом глобальной и национальной готовности к предупреждению и ответным мерам на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения.
     Разработанная Роспотребнадзором совместно с РосНИПЧИ «Микроб» методология внедрения ММСП (2005 г.) на национальном уровне – это методология преобразования на инновационной основе организационного, методологического, технологического, материально-технического, кадрового, производственного (МИБП), нормативно-методического обеспечения системы предупреждения, надзора и контроля чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющих национальное и международное значение. После анализа основных положений ММСП (2005г.), с учетом состояния эффективности эпидемиологического надзора, состояния лабораторной сети по диагностике инфекционных болезней, был научно обоснован, разработан и реализован алгоритм их внедрения, подразумевающий модернизацию методологической, технологической, материально-технической базы и кадрового ресурса органов и организаций, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, стационарной лабораторной сети санитарно-эпидемиологического и лечебно-профилактического профиля.
     Мероприятия осуществлены в рамках реализации ряда документов Правительства Российской Федерации и федеральных целевых программ. Подготовлено более 100 законодательных и нормативных документов, в том числе документы Правительства Российской Федерации, Роспотребнадзора, Таможенного союза.
Основные принципы ММСП (2005 г.) и, по существу, методологические аспекты их реализации нормативно закреплены в гармонизированных с ними санитарно-эпидемиологических правилах «Санитарная охрана территории Российской Федерации» (СП 3.4. 2318-08):
     - определен унифицированный объект эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории – чрезвычайная ситуация в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющая национальное значение;
     - определен вариационный ряд событий, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации;
     - скорректирован перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, который включает 16 нозологических форм;
     - адаптирован к условиям Российской Федерации алгоритм верификации ЧС, приведенный в ММСП (2005г.);
     Разработана шкала территориальной, региональной и национальной значимости ЧС, вызываемых инфекционными болезнями, на примере чумы.
     Разработано новое научное направление совершенствования санитарной охраны территории Российской Федерации на основе паспортизации ее субъектов по унифицированной методике, позволяющей дифференцировать конкретные территории по степени опасности завоза и распространения карантинных и других опасных инфекционных болезней.
     Важным звеном в методологии осуществления ММСП (2005 г.) является разработка программы и подготовка кадров по вопросам применения ММСП (2005 г.) и осуществления санитарной охраны территории. На курсах и семинарах по ММСП (2005 г.), в том числе в рамках Таможенного союза, подготовлено более 1000 специалистов.

II. Совершенствование эпидемиологического надзора за особо опасными инфекционными болезнями 

     В практику работы учреждений госсанэпиднадзора и здравоохранения Российской Федерации внедрены принципы функционирования 3- уровневой системы осуществления эпидемиологического надзора, включающей территориальный, региональный (на уровне субъектов Российской Федерации) и федеральный уровни.
     На территориальном уровне взаимодействие управлений Роспотребнадзора, Центров гигиены и эпидемиологии, медицинских организаций и противочумных учреждений, а также ведомственных служб обеспечивается в соответствии с территориальными комплексными и оперативными планами мероприятий по санитарной охране территории, утверждаемыми главами администраций 1 раз в 5 лет с их ежегодной корректировкой.
     Региональный уровень санитарной охраны территории поддерживается на основе взаимной информации руководителей здравоохранения и управлений Роспотребнадзора в субъекте сопредельных административных территорий в рамках федеральных округов, а также противочумных учреждений, курирующих соответствующие регионы.
     Федеральный уровень организации мероприятий по эпиднадзору, федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору и санитарной охране территории представлен Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая координирует деятельность всех территориальных органов, структурных подразделений (управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту), а также федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации (федеральные государственные учреждения Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федерального медико-биологического агентства). Деятельность указанных учреждений обеспечивают федеральные государственные научные учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля, Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах, на железнодорожном транспорте, противочумные станции, дезинфекционные станции и иные организации, подведомственные указанным учреждениям.
     В числе направлений деятельности РосНИПЧИ «Микроб» в сфере эпиднадзора и профилактики природно-очаговых инфекционных болезней следующие:
     - Организация и проведение мониторинга природных очагов зоонозных инфекций на территории России и стран СНГ.
     - Проведение паспортизации природных очагов чумы России и стран СНГ.
     - Разработка и составление обзоров и прогнозов эпизоотического состояния природных очагов чумы и других зоонозных инфекций на территории России.
     - Проведение научных исследований в области природной очаговости чумы и других зоонозных инфекций.
     - Проведение противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий в природных очагах зоонозных инфекций на территории России.
     - Разработка новых методов неспецифической профилактики ООИ.
     - Проведение работ дератизационного профиля в профилактических и противоэпидемических целях.
     - Разработка методических документов по вопросам профилактики особо опасных инфекций на территории России и стран СНГ.
     В настоящее время продолжается решение вопросов методологической и технологической модернизации эпиднадзора, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации».
     Осуществляется совершенствование тактики эпидемиологического надзора, включая эпизоотологический мониторинг за чумой и другими природно-очаговыми инфекционными болезнями с использованием ГИС- технологий. Осуществляется разработка автоматизированной информационно-аналитической и прогнозно-моделирующей системы на основе ГИС-технологии для поддержки принятия управленческих решений по предупреждению и противодействию ЧС санитарно-эпидемиологического характера. Разработана и реализуется технология паспортизации природных очагов чумы на электронной основе (с использованием комплекса технологий ГИС, глобального позиционирования – GPS навигации, и дистанционного зондирования земли). Разработаны методы оценки эпизоотологической обстановки на основе дешифрирования спутниковых карт, применения ГИС-технологий для картографирования границ природных очагов чумы, поселений грызунов.
     Применение ГИС-технологии в комплексе с системой спутникового позиционирования позволяет достичь высокой степени оперативности в получении, анализе, передаче информации и принятии управленческих решений в отношении ЧС.
     Осуществлена реализация разработанной структуры и методики годовых эпидемиологических прогнозов по чуме, другим актуальным, особо опасным инфекционным болезням. Установлены многолетние тенденции изменения потенциала равнинных и горных природных очагов чумы стран СНГ и обоснован их долгосрочный прогноз до 2020 г.
     Разработаны алгоритм выявления и верификации новых, малоизвестных и неизученных инфекционных болезней.
     Разрабатываются концептуальные основы щирокого формата биологической безопасности в рамках национальной безопасности, соответствующий терминологический и понятийный аппарат. Разработаны критериальная основа, методика и программное обеспечение оценки биологической безопасности на уровне субъекта Российской Федерации.
     В плане укрепления стационарной лабораторной сети в соответствии с приказом Руководителя Роспотребнадзора от 17 марта 2008 г. № 88 «О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней» произведена реструктуризация учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих диагностическую деятельность, мониторинг за возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний, на функциональной основе создана трехуровневая система лабораторной диагностики – территориальный (лаборатории медицинских организаций, ФГУЗ Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах), региональный (Центры индикации и диагностики возбудителей инфекционных болезней, Региональные центры по мониторингу за возбудителями I-II и II-IV групп патогенности) и территориальный (Национальные центры верификации диагностической деятельности, выполняющие функции Государственных коллекций, Референс- центры по мониторингу за возбудителями инфекционных болезней, в том числе с функциями в рамках ММСП, Мобильные лаборатории (комплексы СПЭБ Роспотребнадзора) уровни. На базе РосНИПЧИ "Микроб" на функциональной основе организованы 4 Центра:
     Региональный Центр по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней I-II групп патогенности.
     Центр индикации и диагностики возбудителей опасных инфекционных болезней. 
     Референс-центр по мониторингу за чумой и другими особо опасными бактериальными инфекциями с функцией в рамках ММСП (2005).
     Национальный центр верификации диагностической деятельности, осуществляющий функции государственной коллекции.

III. Математическое моделирование и прогнозирование развития эпидемий и эпизоотий 

     Завершена разработка методики прогнозирования развития эпидемий ООИ на примере чумы с учетом неоднородности структуры населения и проведения противоэпидемических мероприятий.
     Впервые разработаны: математические модели 1-го поколения развития локальных вспышек и эпидемий чумы (система дифференциальных уравнений с начальными условиями); компьютерные программы развития вспышек и эпидемий чумы в чрезвычайных ситуациях природного (крупномасштабное действие - землетрясение) и техногенного характера (акт биологического терроризма), реализованные на языке программирования С ++ под управлением ОС Windows, имеющие встроенную справочную систему типа Help; прикладные методики прогнозирования сценариев развития вспышек и эпидемий чумы с гипотетическими данными.
     Проведены расчеты по компьютерным программам прогнозирования сценариев развития вспышек и эпидемий чумы в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в условиях крупного города (до 1 млн. человек), которые позволяют получить кривые роста заболеваемости и смертности пораженных легочной чумой людей и дают информацию о масштабах, степени опасности и экономическом ущербе от развития чрезвычайных ситуаций.

IV. Совершенствование методов обеспечения биологической безопасности и противодействия биологическому терроризму

     Деятельность учреждений по биологической безопасности и противодействию биотерроризму, а также ликвидации последствий в случае осуществления террористических акций с применением БС проводится в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г., Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", санитарно - эпидемиологическими правилами «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)» СП 1.3.3118-13.
     Основополагающим моментом, определяющим эффективность антитеррористических мероприятий, является готовность служб и ведомств к быстрому реагированию и развертыванию этих мероприятий. Меры, направленные на повышение готовности органов и учреждений Госсанэпидслужбы России к работе в чрезвычайных ситуациях, определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.02.2016 г. № 11 «О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера», где определен порядок представления внеочередных донесений об инфекционных и паразитарных болезнях и других чрезвычайных ситуациях, требующих быстрого реагирования.
     Взаимодействие санитарно-эпидемиологических учреждений, формирований с лечебно-профилактическими учреждениями, другими ведомствами и службами при ликвидации последствий биологического террористического акта регламентируется рядом руководящих документов. Основными из них являются:
     - Положение о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Руководителем Роспотребнадзора РФ 05.10.2005 г. № 01-12/176-05;
     - приказ МЧС России и Минздрава России от 2.04.97 № 185/94 "О взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации ЧС";
     - Руководство по взаимодействию МЧС России и МО РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. - М., 1995;
     - Практическое руководство "Специфическая индикация патогенных биологических агентов". – М., 2006;
     - Руководство "Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях". – М., 2006;
     - Положение о взаимодействии МПС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, утверждено Приказом МПС России от 17.07.98 № ЦУВС 577 и приказом Минздрава России от 17.07.98 № 05/33-12;
     - Положение о взаимодействии Минобороны России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, утверждено Приказами ГВМУ МО России от 24.12.98 и Минздрава России от 30.12.98;
     - Положение о взаимодействии Минздрава России, МВД России и ФСБ России при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими акциями, утверждено Минздравом, МВД, ФСБ Российской Федерации 25.01.00 № 03.23/2-11;
     - Методические рекомендации "Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов". МР 2510/11646-01-34.
     - Методические рекомендации «Взаимодействие органов управления, учреждений и специализированных формирований при ликвидации последствий террористических актов с применением патогенных биологических агентов» МР 0100/3556-04-34.  

V. Специализированные противоэпидемические формирования Роспотребнадзора Российской Федерации

     Во исполнение решений Санкт-Петербургского саммита стран «Группы восьми» (2006 г.), в рамках реализации стратегии ВОЗ по борьбе с инфекционными болезнями и внедрения ММСП (2005 г.), в России разработана технология оперативного реагирования на ЧС санитарно-эпидемиологического характера с помощью системы мобильных противоэпидемических комплексов, каковыми являются модернизированные СПЭБ, способных действовать в оперативном режиме и в автономных условиях, наделенных усовершенствованным методическим арсеналом, современной технологической базой, материально-техническим оснащением и кадровым ресурсом.
     ФКУЗ РосНИПЧИ «Микроб» во исполнение во исполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.03.2015 г. № 231 «О деятельности специализированных противоэпидемических бригад, сформированных на базе противочумных институтов Роспотребнадзора», а также приказа Роспотребнадзора от 22.11.2007 г. № 330 «О регламенте функционирования СПЭБ» имеет на текущий момент две СПЭБ, каждая численностью 38 человек, относящиеся к функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Одна бригада укомплектована лабораторными модулями на базе пневмокаркасных палаток. Вторая бригада укомплектована мобильным комплексом лабораторий различного профиля на базе автошасси (МК СПЭБ). Обе бригады укомплектованы хозяйственно-бытовой инфраструктурой на основе пневмокаркасов. 
     Бригады в 2010 г. аттестованы как аварийно-спасательные формирования, а все специалисты СПЭБ аттестованы в качестве спасателей. Имеется свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (серия 413, № 001, дата выдачи 08.09.2010 г., рег. № 0-413-014). 
     Аналогичные специализированные формирования на сегодняшний день имеются в Ставропольском, Волгоградском, Ростовском-на-Дону и Иркутском противочумных институтах Роспотребнадзора.
     Объектом деятельности СПЭБ на национальном и международном уровне является «чрезвычайная ситуация в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения», или «чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера», возникающая как самостоятельно, так и в условиях стихийных бедствий и антропогенных катастроф – техногенных, социальных конфликтов с гуманитарными последствиями, террористических актов с применением патогенных биологических агентов.
     Современные СПЭБ – это мобильные формирования экстренного реагирования, автономного функционирования, использующие передовые диагностические и информационные технологии, современное оборудование, укомплектованные по модульному принципу, имеющие высококвалифицированный кадровый состав, способные решать задачи по ликвидации и предупреждению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
     Основные направления деятельности СПЭБ на современном этапе:
     - лабораторная диагностика инфекционных болезней и санитарно-микробиологический контроль окружающей среды;
     - экстренные противоэпидемические мероприятия по локализации и ликвидации эпидемических очагов особо опасных инфекционных болезней;
     - временное кадровое замещение в условиях кризиса структур здравоохранения.
     Имеющийся на оснащении специализированных формирований мобильный комплекс СПЭБ на базе автошасси научно обоснован и разработан в 2007–2008 гг. в РосНИПЧИ «Микроб». Научная новизна разработок защищена 6 патентами Российской Федерации.
     Лабораторные подразделения бригад аккредитованы на соответствие требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» в системе «Росаккредитация».
     Кадровое обеспечение функционирования СПЭБ предусматривает:
     - проведение на базе 2 центров (РосНИПЧИ «Микроб» и СтавНИПЧИ) курсов подготовки личного состава СПЭБ для работы в условиях чрезвычайных ситуаций по единой программе на основе реализации принципа непрерывного последипломного образования специалистов СПЭБ;
     - ежегодное проведение полевых учений СПЭБ с полным развертыванием лабораторной и хозяйственно-бытовой инфраструктуры и решением тактических задач подразделений. 
     По программе подготовки личного состава СПЭБ для работы в ЧС в 2007–2014 гг. в РосНИПЧИ «Микроб» обучено более 220 специалистов СПЭБ РосНИПЧИ «Микроб» и других противочумных институтов. При проведении подготовки специалистов СПЭБ на базе РосНИПЧИ «Микроб» используются специально созданные учебно-методические фильмы. 
     Разработан и предложен для реализации алгоритм применения российских СПЭБ на международном уровне, который рассматривался на 5 совещаниях с участием представителей ВОЗ (Копенгаген, Дания, 2007; Саратов, 2008; Москва, 2008; Кисловодск, 2009; Копенгаген, Дания, 2010) и на 13 различных мероприятиях в рамках международных региональных объединений (СНГ, ШОС, ЕврАзЭС). Получена положительная оценка.
     В 2008 году был получен опыт работы СПЭБ в странах ближнего зарубежья. Это участие группы специалистов Ставропольского СПЭБ в составе миссии ЕвроВОЗ в Республике Таджикистан в эпидемиологическом расследовании вспышек кишечных инфекций неустановленной этиологии (июль 2008 г.) и выезд Ставропольского СПЭБ в Республику Южная Осетия - зону социального конфликта с предпосылкой к гуманитарным последствиям (август 2008 г.).
     Новым форматом  деятельности СПЭБ противочумных институтов Роспотребнадзора  стало обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий с международным участием, таких как:  
     - саммит АТЭС на о. Русский (2012 г.), 
     - XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 г. в Казани, 
     - саммит «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге (2013 г.), 
     - XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи в 2014 г., 
     - летняя оздоровительная кампания 2014 г. в Республике Крым.
     Новый  этап эволюции концепции СПЭБ обусловлен  глобальным международным форматом использования СПЭБ –  борьбой с эпидемией лихорадки Эбола в Гвинейской Республике  в 2014 г.
     В соответствии  с официальным обращением  Гвинейской Республики к Российской Федерации,  на основании  Поручения Правительства Российской Федерации  и во исполнение приказа  Роспотребнадзора группа специалистов СПЭБ с  двумя  лабораторными  модулями  с августа 2014 г. участвует в проведении противоэпидемических мероприятий  в Гвинейской Республике.
     Впервые получен уникальный опыт работы СПЭБ на глобальном международном уровне, в экстремальной ситуации: в условиях эпидемии, вызванной вирусом I группы патогенности, в условиях тропического климата.

VI. Оказание консультативно-методической и практической помощи органам и учреждениям Госсанэпиднадзора Российской Федерации

     Во исполнение приказа Роспотребнадзора № 274 от 01.04.2015 г. «Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора» РосНИПЧИ "Микроб" оказывает консультативно-методическую и практическую помощь по совершенствованию санитарной охраны территории, эпидемиологического надзора и профилактике особо опасных инфекционных болезней на курируемых административных территориях Приволжского федерального круга, а также в Курганской, Свердловской и Челябинской областях.
     РосНИПЧИ "Микроб" участвует в работе Региональной антитеррористической комиссии при Правительстве Саратовской области по вопросам защиты населения, сельскохозяйственных животных и растений от возможного применения террористами, террористическими группами или террористическими организациями биологических, химических или иных средств массового поражения.

VI Нормативно-методическое обеспечение противоэпидемических мероприятий

     Разработаны и утверждены:
     1. Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарная охрана территории Российской Федерации"  СП 3.4.2318-08.
     2. Изменения и дополнения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам "Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.2318" (приложение) – СП 3.4.2366-08.
     3. Изменения № 2 в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации».
     4. Санитарно-эпидемиологические правила "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)» СП 1.3.3118-13.
     5. Санитарно-эпидемиологические правила "Безопасность работы с микроорганизмами III–IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" СП 1.3.2322-08.
     6. Санитарно-эпидемиологические правила "Безопасность работы с микроорганизмами III–IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" СП 1.3.2518-09. Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08
     7. Санитарно-эпидемиологические правила «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» СП 1.3.2885-11. Дополнения и изменения 2 к СП 1.3.2322-08.
     8. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика клещевого вирусного энцефалита" СП 3.1.3.2352-08.  Изменения №1 в СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» (утв. Постановлением Врио гл.гос.сан.вр. РФ от 20.12.2013 г. № 69)
     9. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика чумы". СП 3.1.7.2492-09
     10. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации"  СП 3.1.1.2521-09 
     11. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика сибирской язвы" СП 3.1.7.2629-10
     12. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика туляремии" СП 3.1.7.2642-10
     13. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика бешенства среди людей" СП 3.1.7.2627-10.
     14. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом" СП 3.1.7.2614-10.
     15. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика легионеллеза" СП 3.1.2.2626-10.
     16. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика бруцеллеза" СП 3.1.7. 2613 -10.
     17. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика иерсиниоза" СП 3.1.7. 2615-10
     18. Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика полиомиелита в постсертификационный период" СП 3.1.1.2343-08
     19. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика коксиеллеза (лихорадка Ку)» СП 3.1.7. 2811-10.
     20. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика лептоспирозной инфекции у людей».  СП 3.1.7.2835-11.
     21 Санитарно-эпидемиологические правила «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». СП 3.1/3.2.3146-13.
     22. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика Крымской геморрагической лихорадки. СП 3.1.7.3148-13.
     23. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика лихорадки Западного Нила». СП 3.1.7.3107-13.
     24. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации». СанПиН 3.2.3215-14. 
     25. Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий». СП 3.5.3.3223-14.
     26. Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами».  СП 3.1.3310-15.
     27. Методические указания "Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности учреждений на случай возникновения очага холеры" МУ 3.1.1.2232-07.
     28. Методические указания "Лабораторная диагностика холеры". МУК 4.2.2218-07.
     29. Методические указания по организации и проведению эпидемиологического надзора в природных очагах чумы на территории Российской Федерации. МУ 3.1.3.2355-08.
     30. Методические указания "Основные требования к вакцинным штаммам чумного микроба". МУ 3.3.1.1113-02.
     31. Методические указания «Сбор, учет и подготовка к лабораторному исследованию кровососущих членистоногих в природных очагах опасных инфекционных болезней». МУ 3.1.3012-12.
     32. Методические указания "Отлов, учет и прогноз численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекций". МУ 3.4.1029-01.
     33. Методические указания "Организация и проведение мероприятий по профилактике чумы в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации". МУ 3.4.2126-06. 
     34. Методические указания "Проведение экстренных мероприятий по дезинсекции и дератизации в природных очагах чумы на территории Российской Федерации". МУ 3.1.2565-09
     35. Методические рекомендации по определению площадей эпизоотий в природных очагах чумы Российской Федерации. №  01/8754-9-34 от 23 июня 2009 г.
     36. Методические указания "Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения". МУ 3.4.2552-09 
     37. Методические указания "Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения карантинных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, имеющих важное международное значение". МУ 3.4.1030-01.
     38. Методические указания "Основные требования к вакцинным штаммам сибиреязвенного микроба для иммунизации людей". МУ 3.3.1.1112-02.
     39. Методические указания "Лабораторная диагностика и обнаружение возбудителя сибирской язвы" МУК 4.2.2413-08.
     40. Методические указания "Эпидемиологический надзор за туляремией". МУ 3.1.2007-05.
     41. Методические указания "Основные требования к вакцинным штаммам туляремийного микроба" МУ 3.3.1.2161-07
     42. Методические указания "Организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий против Крымской геморрагической лихорадки" МУ 3.1.1.2488-09.
     43. Методические указания "Мероприятия по борьбе с лихорадкой Западного Нила на территории Российской Федерации" МУ 3.1.3.2600-10. 
     44. Методические указания "Организация и проведение противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий при натуральной оспе" МУ 3.1/3.5.2497-09.
     45. Методические рекомендации "Организация мониторинга заносов и распространения гриппа птиц в природных условиях на территории Российской Федерации" № 01/15701-8-34 от 2008 г.
     46. Методические указания "Организация и проведение лабораторной диагностики заболеваний, вызванных высоковирулентными штаммами вируса гриппа птиц типа А (ВГПА), у людей". МУК 4.2.2136-06.
     47. Методические рекомендации "Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов". МР 2510/11646-01-34.
     48. Методические указания "Организация работы лабораторий, использующих методы амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I-IV групп патогенности". МУ 1.3. 2569-09.
     49. Методические указания «Лабораторная диагностика сапа» МУК 4.2.2831-11.
     50. Методические указания «Борьба с грызунами в населенных пунктах, на железнодорожном, водном, воздушном транспорте» МУ 3.5.3.2949-11.
     51. Методические указания «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики холеры для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней» МУК 4.2.2870-11.
     52. Методические указания «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики чумы для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней» МУК 4.2.2940-11.
     53. Методические указания «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики сибирской язвы для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней» МУК 4.2.2941-11.
     54. Методические указания «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики туляремии для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней» МУК 4.2.2939-11.
     55. Методические указания «Порядок эпидемиологической и лабораторной диагностики особо опасных, «новых» и «возвращающихся» инфекционных болезней» МУ 3.4.3008-12.
     56. Методические указания «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики Крымской геморрагической лихорадки для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней» МУК 4.2.3007-12.
     57. Методические указания «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики лихорадки Западного Нила в лабораториях территориального, регионального и федерального уровней» МУК 4.2.3009-12.
     58. Методические указания «Порядок организации и проведения лабораторной диагностики бруцеллеза для лабораторий территориального, регионального и федерального уровней» МУК 4.2.3010-12.
     59. Методические указания «Организация и проведение лабораторных исследований на иерсиниозы на территориальном, региональном и федеральном уровнях» МУК 4.2.3019 – 12.
     60. Методические указания «Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов» МУ 3.5.3011 – 12.
     61. Методические указания «Организация  работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней. МУ 3.1.3114/1-13.
     62. Методические указания «Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний». МУ 3.1.3260-15.
     63. Методические рекомендации «Организация санитарно-противоэпидемического (профилактического) обеспечения массовых мероприятий с международным участием» МР 3.1.0079/2-13.
     64. Методические рекомендации « Организация лабораторной диагностики инфекционных болезней, лабораторного контроля объектов окружающей среды при проведении массовых мероприятий» МР 4.2.0079/1-13.
     65. Методические рекомендации «Организация и проведение дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период подготовки и проведения массовых мероприятий» МР 3.5.0071-13.
     66. Методические рекомендации «Организация и проведение лабораторной диагностики лихорадки Денге». МР 4.2.0108-16.
     67. Методические рекомендации «Дезинфекционный режим в медицинских организациях в целях профилактики лихорадки Зика». МР 3.5.1.0109-16.
     68. Методические рекомендации «Организация и проведение мероприятий по энтомологическому мониторингу и регуляции численности кровососущих комаров AEDES AEGYPTI и AEDES ALBOPICTUS». МР 3.5.2.0110-16.
     69. Методические рекомендации «Организация и проведение мероприятий по борьбе с насекомыми на воздушных и водных транспортных средствах, осуществляющих международные перевозки». МР 3.2.5. 0112-16.

 

© Федеральное казенное учреждение здравоохранения Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», 2010 г.

Разработка и продвижение сайта: «Креатив Медиа»

Адрес: 410005, г.Саратов,
ул. Университетская, д.46

Тел.: +7 (8452) 26-21-31

Эл. почта: rusrapi@microbe.ru